Рождественские святки – праздник вне календаря
Рождественские святки – праздник вне календаря
Между Рождеством Христовым и Крещением Господним, с 453 года, по установлению положенному святым Иоанном Златоустом, расположилась дюжина праздничных дней, называемых Святками. Изначально, в один день праздновалось не Рождество Христово, и не Крещение Господне, а один праздник – Богоявление. Но с целью унификации и единения всех церковных общин, в середине V века учредили новый порядок торжеств.
Промежуток между сказкой и современностью
За полтора тысячелетия, в каждой стране развивавшейся в христианской парадигме, сформировались свои устойчивые традиции рождественских святок. Но при всё многообразии надо помнить, что фундамент эти дней основан на религиозных догматах. Следовательно, есть две параллельные линии святочных дней, одна из них сугубо церковная, а другая народно-языческая.
Преодолевая бок о бок века и тысячелетия, эти традиции очень редко конфликтовали друг с другом, например святитель Тихон Задонский, грозно обличал такие гульбища, и даже отлучал участников-скоморохов от Причастия. В Российской Империи даже был закон, запрещающий скоморошество, необузданные игрища ряженных, скабрёзные танцы и прочие атрибуты веселья с языческими отголосками.
Маститые богословы и религиоведы в один голос отмечают стандартный путь профанации религиозной культуры. Это явление вызвано слабостью веры, прекращением напряжённой духовной жизни и совершенным незнанием своей религии. Для простых необразованных христиан, которые даже не стремились к научению основам веры, именно эти святочные дни и представлялись чем-то чрезвычайно важным для исправления религиозных обрядов.
70 лет атеистического, богоборческого режима продолжавшегося с 1917 по 1987 годы, для русского народа, не прошли бесследно. Из исторической памяти населения были выжжены воспоминания об истинном значении Рождественских Святок, и на пустом месте «поселился» некий лубок. Этакое яркое и красочное зимнее веселье, напоминающее бразильские карнавалы, только проходящие в суровых зимних условиях. Крайне малая часть крещённых русских людей, придерживается церковных традиций, ведь вокруг столько разных привлекательных соблазнов…
Церковные послабления как основа народных гуляний
Святость дней между Рождеством Христовым и Крещением Господним, подчёркивали такие великие подвижники христианства как свв. Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. Кроме особо торжественных церковных богослужений, в эти дни даже отменяются посты в среду и пятницу! Поэтому этот период называется сплошной седмицей. Запрещены даже коленопреклоненные поклоны в церквах, как бы давая христианам уразуметь, о чрезвычайном приближении Бога к людям.
Но в народе эти представления утрировались, и сквозь монотеистическую культуру, стала проглядываться языческие верования. Ведь если Бог так близко, и Небо как-бы раскрывается для открытого доступа, то «ничтоже сумняшеся», люди стали использовать это время для всяких магических практик, например гаданий и заговоров.
Церковь жёстко осуждала такую практику, и на VI Вселенском Соборе даже были приняты два правила, которые повелевали священников извергать из сана, а мирян отлучать от Причастия на 6 лет. Но если вначале страх такого наказания оттенялся глубокой исторической памятью народа, то постепенно он просто вуалировался возможностью покаяния на исповеди, т.е., люди начинали «играть с Богом», мысленно представляя такую картину – «Да, я сейчас согрешу, но потом покаюсь». А такая порочная практика, до добра не доводит – с Богом шутить нельзя!
Святки в народной традиции
Так как подавляющая часть населения в дореволюционной России проживала в сельской местности, то святочные обряды, поверья и приметы, формировались в своей уникальной плоскости бытия. Очень прочные вертикальные связи в обществе того времени, создавали особые сценарии для каждого дня. А святочные ночи вообще были временем сказочных допущений в реальную жизнь. Об этом изумительно писали русские классики, как-то Н. С. Лесков, А.С Пушкин, В.И. Даль. А Николай Васильевич Гоголь даже облёк эти традиции в литературную форму, в сказке «Ночь перед Рождеством».
Общее веселье и гульбище, хотя и имело одинаковые цели, но оформлялось особым образом в разных уголках России. На севере, пекли специальные печенки – «Козули», чтобы домашняя скотина не болела и не убегала из стада. В Малороссии, для этих же целей ножки кухонного стола связывали одной бичевой, как-бы создавая загон для скота. В средней полосе России, жгли стог сена, чтобы согреть умерших покойников (языческий аналог поминок). Но везде обязательно были ряженные: коза-дереза, мишка-шалунишка, цыганка-гадалка и т.п.
Кулинарное раздолье тоже выделялось на фоне общего скудного рациона. Во время Святок на столе обязательно должны быть блюда из свинины и гусятина. Избы ломились от всяких пирогов, расстегаев, шанежек и прочих печёностей. Есть и особые приметы связанные праздничными блюдами. Например, в Карпатах и Белоруссии, недоеденного праздничного поросёнка, надо было вынести в дальний конец огорода, чтобы … угостить волка! Эти простецы были уверены, что если лесной разбойник отведает угощения, то он целый год не будет нападать на домашнюю скотину.
Но были и какие-то общие установки, сохранившиеся издревле. Например, была строжайше запрещена охота, вязание, шитьё и вообще какая-либо работа. Обязательно должна быть Рождественская Ёлка, увенчанная Вифлеемской Звездой. В советское время, с 29 по 35 год, эти дни, как и Новый Год, вообще ни как не отмечались. А уже с 1936 года, в обиход стали вводить эти же предметы, но наделять их другой символикой. Ель теперь была Новогодней, вместо ряженных появился Дед Мороз и были придуман абсолютно новый персонаж – Снегурочка.
В общем, была сформирована новая реальность, абсолютно оторванная от своих исторических, христианских корней. И проникла на память населения она так глубоко, что даже после крушения атеистического строя, эти секуляризованные формы продолжают главенствовать в светлый праздник Рождества Христова.
также интересно: