Никола Зимний – история и традиции праздника

 

Никола Зимний – история и традиции праздника

По уровню почитания и степени восхваления, святитель Николай Угодник вплотную приближается к Пресвятой Богородице и Господу Иисусу Христу. Подтверждением этому факту можно найти в записках иностранных путешественников, посещавших Россия в прошлые века, или даже в произведения отечественных писателей, таких как Лесков, Шишков, Карамзин, Толстой и др. В быту это явление тоже получило своё отражение, в виде двух самостоятельно сложившихся праздников:

Божественная литургия в Храме Христа Спавителя в день памята святителя Николая

  • Никола Зимний (19 декабря) – в день преставления святителя Николая;
  • Никола Вешний (22 мая) – в день перенесения его мощей из Мир Ликийских, в итальянский г. Бари.

И всё это на фоне общецерковного почитания, ведь четверг каждой недели в богослужебном круге Православной Церкви, выделяется как день памяти святителя Николая Чудотворца.

Кроме торжественных церковных служб, в народе сформировались свои традиции и обычаи празднования этих дней. Хотя все эти обряды имеют в своём основании фактические эпизоды из жития святого, но в народной среде, чрезвычайно сильно проявляется магизация всего непонятного и сакрального. Поэтому опытный и наблюдательный исследователь может поэтапно проследить процесс перерождения, когда из жития образуется былина, а из неё уже получается сказка. И именно сказка является источником большинства фольклорных персонажей во всех традиционных культурах. Например, Санта Клаус, это и есть святой Николай Угодник в секуляризованном обществе 20-21 веков.

 

Зимний, морозный, холодный – это всё Николин день

Повсеместное празднование дня смерти святителя Николая Угодника, началось буквально через несколько лет после его блаженной кончины. Причём традиции этого торжества чрезвычайно глубоко укоренились повсеместно, а не в каком-то одном регионе планеты. Достаточно сказать, что сам праздничный персонаж оторвался от своего исторического прототипа, и теперь уже самостоятельно управляет торжествами. Именно таким элементом фольклора стал Санта Клаус.

Справка: Празднования дня смерти святого подвижника наблюдается только в христианской среде. Дело в том, что по догматическому учению, после смерти такие христиане переходят в вечную жизнь, в Царство Небесное. А то что их ожидает там, святой апостол Павел описал так: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Протестанты и Санта-Клаус

Почитание святителя Николая в Западной Европе было повсеместным до эпохи Реформации. Протестантизм, резко противопоставил себя предыдущим традициям Христианства, и призвал к отмене почитания всех святых, оставив только Иисуса Христа. Поэтому если до этих перемен, подарки детишкам дарил Святитель Николай (Санта Никола), то затем не пару веков эту обязанность вменили Младенцу Христу. Но для этого потребовалось совместить два праздника – Рождество Христово и Память св. Николая Угодника.

Произошло это только на тех территориях, где главенствовали протестанты. Через пару веков, давление реформаторов ослабло, и всё возвратилось на круги своя. Только изменились названия главных персонажей праздника. Например, в Нидерландах, где Реформация проявила себя слабо, детишки ждут подарков от Синтерклааса. А когда голландские колонисты основали Нью-Йорк, то именно там Синтерклаас превратился в Санта Клауса, и затем уже в 20-ом веке, отправился покорять остальной мир. Ведь до этих пор, Синтерклаас приходил к людям на день Святого Николая Зимнего (19 декабря), а теперь ему выделили только Новогодние праздники.

Святитель Николай в православной ойкумене

На Руси произошло органическое разделение праздника на две составляющие:

  1. Церковное почитание;
  2. Народные гуляния.

Причём народные поверья очень часто входили в противоречие с конфессиональными нормами, и в некоторых случаях Церковь пошла на уступки. Например, так как день Святого Николая зимнего приходится на время Рождественского Поста, то Церковь допускает послабление. В этот день в пищу разрешается рыба и немного сухого вина.

Однако в разных краях Российской Империи простой народ складывал свои традиции. Вот в Смоленщине, на Николу Зимнего всем селением собирали воск для «Мирской свечи». Для этого вся деревня кушала сотовый мёд, а прожёванный воск собирали, и именно из него выливали большую свечу, которую зажигали перед иконой св. Николая Чудотворца и служили молебен о хорошем урожае.

В деревнях Северной части Руси, на этот день закалывали бычка, которого всем миром откармливали 3 года. Часть туши отдавали в церковь, а остальное съедалось на праздник, за общим столом.

Не менее любопытное явление наблюдалось в Российской империи на рубеже XIX – XX веков. Так как торжества на Николу Зимнего подразумевали широкое застолье и «винопитие», то народные гуляния переносились на последнюю декаду ноября, чтобы успеть до Рождественского поста.

В целом же, день святителя Николая Угодника 19 декабря, повсеместно ассоциировался с подарками. Так что главный обычай в этот день предполагает после участия в торжественном богослужении, обязательно подарить что-то своим близким. Очень хорошим подарком считается что-то из атрибутов праздника, например свеча, икона св. Николая Чудотворца, душеполезная литература. Главное, чтобы подарок преподносился с любовью.

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий