Масленица широкая и узкая

Масленица – суть праздника в России

Празднование Масленицы в России очень напоминает итальянские карнавалы, но обладает своей национальной изюминкой. Традиции нескольких веков так плотно спрессовались в несколько весенних дней, что даже рецепты блинов, обряды и ритуалы приобрели своё уникальное смысловое наполнение.

Русская Масленица в истории

Описания Масленицы как праздника на границы зимы и весны, встречаются в источниках XV века. Надо трезво оценивать, что к этому времени Масленица была уже устоявшимся явлением на Руси, со своими обрядами и условностями, поэтому корни этого праздника погружаются в более глубокие исторические пласты. Но если на Руси она предшествовала началу Великого Поста, то в дохристианской культуре, было другое смысловое наполнение этих праздничных дней.

Народное православие рассматривает Великий Пост как систему пищевых ограничений. Следовательно, перед его началом надо было съесть как можно больше, как-бы уподобляясь медведю, перед тем как он залезет в берлогу на зимнюю спячку. Но против такого тривиального понимания Масленицы, выступает ряд ритуалов, которые направляют вектор масленичных гуляний в плоскость начала нового сельскохозяйственного цикла, и вообще нового года.

Например целый пласт ритуалов, которые совокупно как-бы питаются из одного источника:

  • сжигание чучел и рассыпание пепла на полях – способствуют повышению плодородия;
  • горящее колесо на шесте – символ нового Солнца;
  • смотрины невест и сватовство – начало создания новых семей и воспроизводства населения;
  • насмешки и розыгрыши над холостыми людьми – негласное порицание общества в сторону тех, кто не заводит семью.

Дополняют этот список масса других элементов, даже поминальные тризны органически вкрапляются в этот конгломерат. Ведь по языческим представлениям, покойники, находясь в земле, способствуют повышению плодородия. Они как-бы на духовном-мистическом уровне помогают своим потомкам. В некоторых губерниях даже были обычаи «греть покойников». Для этого на земле разводили большие костры, и сжигали там остатки трапезы.

Происхождение названия и культурные параллели

Проще всего прослеживается связь между Масленицей и маслом. Ничего казалось бы сложного нет. Но ведь именно в православной традиции последняя неделя перед Великим Постом называется Сыропустная. На ней дозволяется вкушать молочные продукты, но уже табуирована мясная пища. Суть масленицы даже определялась старинным русскими поговорками: «У Власия борода в масле», «На Власа, бери ковшом масло».

Волос (Велес), это один из языческих божков пантеона князя Владимира. Его почитали как «скотьего бога», т.е. покровителя скотоводства и вообще всякой живности. О происхождении этого культа есть любопытные выкладки маститых религиоведов, которые напрямую ассоциируют Велеса, со святым христианским мучеником Власием.

Святой Власий почитался христианами жившими на территории Крыма, откуда его почитание как покровителя животных взяли и местные языческие народы. Постепенно произошла мифологизация святого мученика в народном сознании.

Мнение о том, что блины на Масленицу являются символом Солнца, появилось в Российской Империи не позднее середины ХIX века, и запустил его в культуру историк и учёных А.Н. Афанасьев.

Большинство исследователей и учёных сходятся во мнении, что рецепты блинов на Масленицу хотя и различаются день от дня, но в контекст этого праздника они вошли как наиболее архаичное блюдо. Подобные кушанья имеются во всех цивилизациях, и хорошо прослеживаются в самых ранних исторических упоминаниях. На самом деле, что может быть проще рецепта блинов: мука + вода. Соль, сахар, масло добавлялись опционально.

Аналоги и культурное восприятие масленицы

Многие исследователи культуры сходятся во мнении, что характер Масленицы на Руси, время празднования, обряды и традиции, имеют исключительно христианскую онтологию и средневековое происхождение. Наиболее близким к Масленице по содержанию, считается итальянский карнавал. В принципе, и европейские традиции гуляний перед началом Великого Поста, тоже аналогичны отечественному празднику. Предположение о том, что Масленица и карнавалы имеют дохристианские корни, никем не были доказаны, и самое раннее упоминание о них в европейской культуре встречается не позднее начала XIII века.

Самые ранние описания и сравнения Масленицы с итальянскими карнавалами встречаются у английского путешественника Р. Ченслора. Он налаживал торговые связи между Англией и Русью во времена Ивана Грозного, много времени провёл в Москве и оставил любопытные заметки. По его словам, особенностью Масленицы являлось всеобщее и повальное пьянство, безобразие и блуд, коих он не встречал нигде в мире. Причём продолжалось это круглосуточно, на протяжении двух (!) недель.

Ярким отличием от итальянских карнавалов было полное отсутствие какого-либо контроля со стороны государства. Если в Италии днём и ночью по улицам городов ходили солдаты и следили за порядком, то в Москве упивались абсолютно все. А разговоры были по большей части о том, где и кого убили в эти дни.

Православная церковь с большим осуждением рассматривала такие масштабные загулы. Последний патриарх Адриан пытался бороться с этими излишествами, но единственное что ему удалось, это сократить время Масленицы с 14 дней, до одной недели.

Кстати, в Италии, Понтифик Иннокентий XI тоже вёл деятельность в этом же направлении, и ему также удалось сократить время карнавалов до одной недели.

Масленица в годовом календаре

Масленица это один из праздников, которые не имеют чёткой календарной даты. Она приурочена к началу Великого Поста, поэтому торжества могут приходится и на февраль и на середину марта. Например, Масленица 2021 года будет 14 марта, а масленичная неделя начинает с 8 числа первого месяца весны, как раз в Международный женский день.

Но в ХХ веке, Масленица претерпела чрезвычайно сильные метаморфозы, которые были вызваны сломом традиционной культуры Российской Империи после октябрьского переворота 1917 года. Власти сразу начали бороться с религиозным характером Масленицы, а народ не принимал простое гуляние без смыслового содержания. В результате, уже к концу 20-ых годов, Масленица была табуированным праздником.

Вторичное возрождение Масленицы началось в конце 60-ых годов ХХ века. Но происходило это под эгидой восстановления культурных связей с русской культурой. Только вот вместо Масленицы, праздновали «Проводы Зимы».

Культурные мероприятия проводились под руководством специально обученных методистов. Для них даже была разработано и издано руководство. В нём прописаны типичные сценарии которые включали выступления руководства населённого пункта (города, деревни, района), затем музыканты и артисты исполняли несколько номеров, участвовали фольклорные группы. А завершалось всё спортивными состязаниями общего характера:

  • Перетягивание каната;
  • Залезание на столб;
  • Подъём гири;
  • Гонки в мешках;
  • Бой подушками (мешками с опилками), и т.п.

Для детворы строили снежные городки, обязательно было катание на лошадях и прочие развлечения. Ну и конечно же открывались временные торговые павильоны с традиционными блинами.

С начала 90-х годов, празднование Масленицы коммерцилизировалось. На постсоветском пространстве в странах Средней Азии, Масленица затёрлась своими национальными аналогами. В России, Украине и Белоруссии, Масленица ничем не отличается от Дня Города или Дня Молодёжи. Только время проведения (граница зимы и весны), накладывают свой отпечаток.

Читайте также: 10 простых, но вкусных и сытных постных супов

5 вкусных Постных Салатов на Каждый День и на Праздник! Готовятся Ну очень Просто!

Читайте также:

Добавить комментарий