Сретенье Господне
На Сретенье встречаются зима и весна
Превалирование урбанистического образа жизни в ХХ веке, сильно принизило праздник Сретения, который так широко отмечался среди людей живущих на земле. В этом празднике, органично перемешались разные представления о мире, одни из них достались от языческой культуры, а другие знаменуют христианские традиции.
О том что этот праздник хорошо известен с незапамятных времён языческой Руси, свидетельствует единая дата, 15 февраля, в которую Сретение отмечали везде, где проживали славяне. Православные, униаты или католики, все славяне, вне зависимости от конфессиональной ориентации, выделяли 2 февраля по старому стилю (15.02 по новому стилю), в особую группу дней, когда происходит смена времён года.
Дохристианские корни Сретения
Сквозь наслоение разных культурных традиций предшествующих эпох, этнографы и исследователи старины проводят отчётливую параллель Сретения, с языческим праздником Громовницы. Этот день в дохристианскую эпоху посвящался одному их главных идолов славянского пантеона – Перуну. В некоторых северо-западных районах Российской Империи, празднование Громовниц в своём первозданном виде сохранялось до середины XVIII века, о чём свидетельствует в своих трудах славяновед Нидерле и Афанасьев.
Для крестьян праздник Громовниц предполагал начало приготовления к весенне-летнему циклу работ. Следовательно, начинались обрядовые действия, демонстрирующие природным силам готовность к пахоте, севу хлеба, покосу травы, выгону скота на пастбище.
Не забывали наши предки и про тёмные силы природы, злобных духов, хищников, и прочую нечисть. Каждому из этих элементов, должны противостоять какие-то определённые обряды. Например, чтобы не ударила молния, в домах запрещали шить и даже вообще прикасаться к иголкам. Чтобы на поле не поразила гроза, делали специальные полуметровые свечи. Для удачного сельскохозяйственного года, приступали к приготовлению инвентаря: бороны, хомутов, сохи и пр.
Но постепенно, ещё в первые века христианства, эти обряды получали более значимое дополнение, хотя и с долей профанации, свойственной народным поверьям.
Сретенье в христианской проекции
Для всех христианских церквей, Сретенье Господне относится к Великим Двунадесятым праздникам. Согласно Новому Завету, через 40 дней после Рождества, праведный Иосиф и Богоматерь, принесли младенца Христа в иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу.
В храме их встретили: благочестивый Симеон Богоприимец и пророчица Анна, которые символизировали Ветхий Завет. В эсхатологической проекции, 15 февраля происходит встреча ветхозаветного человечества, с воплотившимся Богом – Иисусом Христом.
Один из видных богословов XIX века, святитель Феофан Затворник в нескольких словах передал всю сущность Сретенья: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Особо следует подчеркнуть ту мысль, что только ожидающие прихода Спасителя в мир, и чающие избавление человечества от рабства смерти, смогли узреть в младенце Христе, воплотившегося Бога.
По преданию, благочестивый Симеон Богоприимец, в начале своей жизни не поверил библейскому пророчеству, о Рождении Спасителя мира от Девы. Пожелав исправить слово «дева», на «молодая женщина», он был остановлен Ангелом, который и возвестил Симеону, что он не умрёт, пока своими глазами не увидит Воплощённого Бога.
После этого пророчества, Симеон прожил около 300 лет, и такой долгой жизнью наполненной ожиданием, объясняются его слова: «ны́не отпуща́еши раба́ твоего́, Влады́ко, по глаго́лу твоему́, с ми́ром, я́ко ви́де о́чи мои́ спасе́ние твое́…», которые он произнёс, взяв младенца Христа на руки.
Праздник Сретение в современной России
Густо приправленная секуляризмом культура городов, сложившаяся в славянских странах на рубеже XX – XXI веков, профанировала содержание праздника Сретения Господня, но и не вернулась в старое русло древних обычаев. Для воцерковлённых людей, этот день выпадает из чреды обычных будней, они стремятся попасть в храм, и участвовать в особенном Богослужении. Для подавляющей массы населения, Сретенье Господне проходит незаметно, как-бы размываясь новостными заголовками.
Среди оставшихся обрядов, которые перемешали христианские и языческие основания праздника, наиболее часто встречается освящение воды, которая почитается наряду с Крещенской. За приписываемые её чудесные возможности, она называется «Сретенской водой». При болезни детей, или кого-то из домашних, Сретенской святой водой поили или окропляли недужных.
В деревенских семьях, сохраняется обычай рисовать крест на притолоке, используя копоть горящей свечи. Кстати, и свечи заготовленные на Сретенье Господне, до сих пор применяют для защиты от всякой нечисти, например домового, лешего и пр.