Даты православного и католического Рождества Христова

Как совместить даты православного и католического Рождества Христова

Две огромные христианские конфессии, более тысячи лет отмечают Рождество Христово в разные даты, хотя продолжают веровать в одного Спасителя. Видеть причину расхождения конкретных дат в сугубых календарных стилях, слишком банальный подход. Ведь есть уже готовые объяснения, открывающие завесу над поразительной тайной.

Факты о Рождестве Христа

Кроме мистического наполнения, Рождество Иисуса Христа имеет фактические, очевидные критерии. И в этой проекции, открывается чрезвычайно любопытное обстоятельство – дата и год Рождения Христа неизвестны. В продолжении почти двух тысяч лет историки пытались вычислить эту дату, но в итоге сошлись в следующем:

  1. Христос родился между 5 и 7 годом, до нашей эры;
  2. Рождество Иисуса приходится на середину зимы, с припуском +/- 2 недели.

Такой вывод проистекает из трёх сохранившихся исторических свидетельств.

Первое – смерть Ирода Великого приходится на 4 год до нашей эры. Эта дата зафиксирована в нескольких документах. А между тем, именно этот правитель приказал «избить Вифлеемских младенцев», всех поголовно до двухлетнего возраста (Мф. гл. 2). Так уточняется год Рождества. С датой чуть сложнее.

После восстановления разрушенного Храма в Иерусалиме, была учреждена последовательность службы в нём священников, из разных семейств. Это порядок соблюдался очень строго, на протяжении почти 500 лет. А в 1 и 2 главах Евангелии от Луки, приводятся обстоятельства зачатия пророка Иоанна Крестителя, которое произошло после службы первосвященника из семейства Авия («Авиева череда»). В этих же главах констатируется и жёсткая привязка между рождеством святого Иоанна Крестителя и Господа Иисуса Христа – 3 месяца.

Продолжительность службы каждой очереди священников в древнем Иерусалимском Храме составляла 2 недели. Этим объясняется припуск +/- 14 дней.

Происхождение ошибки и вхождение её в общемировые документы, возлагают на святого Дионисия Малого, которые в первой четверти VI века составлял Пасхалии, и использовал непроверенные даты.

Зарождение праздника

Первые три века Христианства вошли в церковную историю как «Время Церкви мучеников». Преследования христиан были хотя и спорадическими, но достаточно масштабными. Именно это время отмечено как период особых духовных дарований. Даже новокрещённые адепты христианства, получали способность исцелять людей и животных, ходить по водам и творить другие чудеса. Однако в любой день они могли быть казнены, ибо 300 лет Римская Империя руководствовалась одним принципом – «Христиан ко львам».

Но в этой плоскости изучения вопроса, можно разглядеть смещение акцентов веры в древности. Для первохристиан более важным был факт Крестной Смерти и Воскресения Христа. Совершая обряд крещения, адепты христианства декларировали своё убеждение в том, что они становятся частью Мистического Тела Христа. А если Христос умер и Воскрес, то их ожидает такая же участь! И получается, что значение смерти для перехода в вечную жизнь, более актуально, чем Рождество.

Первый раз Рождество Христово отмечалось в самом конце III века, на территории Египта. Оно было введено в практику, чтобы заместить собой культ Солнца – Митраизм.

В день зимнего Солнцеворота, язычники отмечали день освещения вод Нила. Однако в христианской коннотации, вообще все воды земли были освящены во время Крещения Господа, в водах Иордана. Поэтому вначале, отмечалось не Рождество Христово, а День явления Бога в мире.

Через несколько лет, этот праздник стал традицией для всей Римской Империи. И только в 387 году, после одной из праздничных проповедей святителя Иоанна Златоуста, произошло органичное разделение двух событий. Христиане с тех пор начали праздновать раздельно:

  1. Рождество Христово;
  2. Крещение Господне (Богоявление).

Дюжина дней между этими датами называется Святки, и составляет особый цикл церковного годичного круга.

В начале V века, уже наблюдались расхождения в датах празднования, по разным автокефальным церквам. Но авторитетных историк Сократ Схоластик живший в это время убедительно доказал, что эти расхождения в датах не несут в себе ни какой ущербности, а лишь дополняют христианство.

Современное состояние

С 1700 года Российская Империя перешла на современное летоисчисление. А уже к концу XIX века, расхождения с европейским календарём отмечалось так явно, что императору Николаю Второму, из Академии Наук несколько раз присылались проекты унификации. Однако волевым решением монарха, эти мероприятия были отложены.

После октябрьского переворота, уже в 1923 году, патриарх Тихон попытался устранить это расхождение и издал указ о переходе на Григорианский календарь для исчисления церковных праздников с 2 октября 23 года. Но протесты населения были такие масштабные, что уже 8 ноября этого же года, патриарх издал новый указ, согласно которому этот переход был временно отложены.

После крушения антирелигиозного, большевистского режима, в РПЦ опять была попытка перейти на Григорианский календарь. С 1991 по 96 год, этот вопрос изучала авторитетная богословская комиссия, и пришла к следующему выводу:

  1. Старый стиль онтологически воспринимается русским народом как часть церковной традиции;
  2. По этой причине не может быть речи о переходе на новый стиль;
  3. Разница в стилях не может считаться ересью или грехом, и не является причиной для отказа в Евхаристическом общении;
  4. Все высказывания клириков РПЦ МП относительно этого вопроса, являются их частным мнением.

При рассмотрении этого вопроса, главным контраргументом был исторический прецедент Никоновской реформы, приведший к расколу русского мира. Последствия тех изменений проявляются в России даже в начале XXI века.

Для тех, кто продолжает искать в разных датах празднования Рождества Христова какой-то скрытый смысл, надо напомнить мудрые слова одного католического богослова XVII века: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всём – любовь»

Читайте также:

Добавить комментарий